четверг, 4 апреля 2013 г.

Какова структура и тенденции расходов Государственного бюджета Украины

По данным Министерства финансов Украины Госкомстат Украины ежегодно публикует расходы сводного, государственного и местных бюджетов Украины за следующей классификации: расходы общегосударственных функций; обороны, поддержание общественного порядка, безопасности и судебной власти; деятельности; охраны окружающей среды; ЖКХ; охраны здоровья; духовного и физического развития; образования; социальной защиты и социального обеспечения; кредитование за вычетом погашения.

В течение 2004-2008 годов государственные расходы постоянно росли, но в 2009 году было отмечено незначительное сокращение (на 0,6%), что связано с экономическим кризисом, охватившим экономику Украины. Причем, уменьшение доходов бюджета составило 24,9 млрд.грн.А сокращение расходов - 1,8 млрд.грн.

Наибольший удельный вес - соцзащита и обеспечение

Среди них стабильно занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения, с 2004 года выросли на 6,6 п.п. и в 2009 году составили 25,4%. Объемы этих расходов растут постоянно. Особенно высокие темпы были отмечены в 2005 и 2008 годах (в 2,1 и 1,5 раза соответственно). В 2009 году рост составил всего 6,4%.
 Второе место занимают расходы на образование, которые имеют постоянную тенденцию к росту как по объемам так и их часть. В эту отрасль за исследуемые годы направлялось от 17,9 до 21,5% бюджетного финансирования, объемы расходов росли на 26,1 - 46,2%, в 2009 году-на 9,5%.

Росли и расходы на здравоохранение на 25,6-35,4% (9,0% за 2009г.), Доля их колебалась в пределах 10,8-11,9%.
Расходы сводного бюджета Украины на духовное и физическое развитие незначительны (2,4-2,7%), хотя и демонстрируют положительную динамику постоянного роста . Так, в течение 2004-2009 годов эта статья расходов увеличилась с 2695,9 млн. грн. в 8330,2 млн.грн., то есть в 3,1 раза.

Другие области расходов

Стойка динамика увеличения расходов на социальные мероприятия, даже в 2009 году, когда произошло значительное уменьшение доходной части бюджета, характеризует четкую социальную направленность Государственного (сводного) бюджета Украины. Однако этот уровень социального обеспечения не является достаточным. Причина известна - снижение объема производства привел к такого низкого объема ВВП, что его просто не хватает, и никакое перераспределение в бюджете между направлениями расходов не в состоянии решить отдельные проблемы.
Кроме расходов на социальные нужды значительная доля расходов приходится на экономическую деятельность и общегосударственные функции.
Удельный вес расходов на экономическую деятельность является нестабильной и колебалась от 18,2% в 2004г. до 12,8% в 2009 году. Незначительное уменьшение объемов расходов по этой статье в 2005 году (на 2,2%) изменилось значительным ростом в 2006-2008 годах (за 3 года в 2,7 раза). Но в 2009 году расходы сократились настолько (22,5% или на 11,6 млрд. грн.), Не достигли даже уровня 2007 года.
При финансировании социальной защиты важно установить правильное соотношение между расходами бюджета на социальные цели и на экономическую деятельность. Направление средств в экономику создает предпосылки для роста ВВП, а значит, с одной стороны, увеличивает возможности бюджета в финансировании социальных мероприятий, а с другой - снижает напряжение в распределении бюджетных средств, поскольку уменьшает потребность в самом социальной защите.
В отличие от расходов на экономическую деятельность расходы на общегосударственные функции постоянно росли на 22,0-28,5%, и только в 2009г. увеличение составило только 7,5%. Доля их в общегосударственных расходах колебалась в пределах 9,9-12,0%.
Доля расходов бюджета на оборону постоянно уменьшается (6% в 2004г., 3,1% в 2009г.). Значительный рост объемов расходов на оборону происходило в 2007 и 2008 годах (на 47,1 и 24,6% соответственно), в 2009 году расходы уменьшились почти на 18%.
Достаточно весомой долей расходов является поддержание общественного порядка, безопасности и судебной власти, составляет 7,2-8,7%. Этот вид расходов постоянно рос, в 2005-2006г. в среднем на 27,1%, в 2007-2008г. на 45,9%, в 2009 снижение составило 10,1%.
На жилищно-коммунальное хозяйство направлялось 2,6-2,9% расходов, и только в 2006 году этот показатель составлял 4,6%, в 2009г. - 2,4%. Это достаточно низкие расходы, учитывая высокую изношенность инженерных коммуникаций, но в целом отражает общую ситуацию коммунального хозяйства Украины. По объемам расходов не отмечено четкой тенденции роста или падения, так в 2005, 2006 и 2008 годах происходило увеличение этого показателя в 1,5-2 раза, в 2007г. и 2009г. падение на 26,5 и 16,4% соответственно.

Незначительные расходы

Самыми незначительными в структуре есть расходы на охрану окружающей среды (0,8-1,2%) и кредитования за вычетом погашения (0,1-1,1%). Объемы на охрану окружающей среды постоянно росли, кроме 2009 года, когда они сократились на 8,2%. Рост же расходов на кредитование за вычетом погашения наблюдается с 2007 года, в 2009 году их объемы почти не изменились.
По роли в воспроизводстве производства расходы бюджета делятся на текущие и капитальные (развития). Направления использования текущего бюджета: социальная защита и социальное обеспечение, социально-культурная сфера, здравоохранение, физическая культура и спорт, расходы на жилищное хозяйство, расходы на финансирование пассажирского транспорта, расходы на содержание органов власти. Расходы развития - это затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. К ним относятся расходы на приобретение основного капитала, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты.
Соотношение между текущим бюджетом и бюджетом развития нестабильно и в основном зависит от достигнутого уровня экономического и социального развития страны. В течение 2004-2009 годов расходы развития колебались в пределах 18,9 - 23,3%.

0 коммент.: